- классификацию факторов системы «человек-среда обитания»;
- основные нормативные документы, показатели и методы нормирования факторов среды;
- внутренние механизмы защиты организма от неблагоприятных факторов внешней среды (симпато-адреналовая система, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, эндогенные опиаты);
- стадии формирования стресс-синдрома в ответ на отрицательное воздействие;
- жесткие и динамические константы организма – показатели его здоровья и гомеостаза.
Слушатель будет уметь:
- определять адаптивные возможности индивидуума, опираясь на его физические данные (массу тела, мышечную массу, дыхательные объемы, жизненную емкость легких);
- определять типы высшей нервной деятельности личности, а также свойственные для них виды неврозов, в целях прогнозирования возможных последствий влияния негативных факторов внешней среды на психику человека.
Программа курса
Человек – компонент системы «организм – среда обитания»
Тема 1.1
Классификация и нормирование факторов внешней среды и эндогенные нормативы человека
Физиологические и психологические механизмы адаптации человека к неблагоприятным факторам внешней среды
Тема 2.1
Адаптационная теория неспецифического стресс-синдрома человека. Определение физиологических показателей адаптационных возможностей человека
Тема 2.2
Защита человека от стрессовых влияний внешней среды на уровне симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем. Установление индивидуального типа высшей нервной деятельности и соответствующего ему типа невроза, как последствия стресса
Тема 3.1
Влияние режима труда и отдыха на резистентность организма человека к отрицательным воздействиям